Первейшим и злейшим врагом человека является его же эго, нафс. Почему? Потому что само по себе эго человека устремлено к тому, чтобы постоянно угождать себе, делать то, что ему вздумается, постоянно совершать проступки и грехи перед Всевышним Аллахом. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Злейший твой враг - это твой нафс, твоё эго, которое находится в тебе самом». И если человек потворствует своему нафсу, своему эго, не противостоит ему никак, позволяет ему делать всё, что вздумается, например, захочет удовлетворить какую-то свою слабость, страсть - он делает это. Если он так поступает, то сам человек и является помощником в духовной гибели своей души. Он сам себя в итоге и погубит.
Эту истину давно усвоили приближённые к Всевышнему Аллаху – авлия, любимые для Него рабы. Они стали побуждать и призывать людей к тому, что основой всякого ослушания, греха, проступка, беспечности является потворство и угождение своей страсти, своему нафсу, согласие со своим нафсом. И основой всякого благочестия, праведности, целомудрия, духовной бдительности является противостояние своему эго, противостояние нафсу. В этой связи, раб Всевышнего Аллаха, размышляя над своей сутью, сутью своего эго, приходит к тому пониманию, что его душа слаба, беззащитна и беспомощна, что его дни на этой земле сочтены. И размышления над собой открывают для него такие качества Всевышнего Аллаха, как величие, гордость, постоянство.
Эго человека, то, что мы называем нафсом, - это такая субстанция, сущность, которая не знает никаких границ в своих притязаниях на власть, богатство. Если предоставить нафсу волю, то он пожелал бы овладеть даже тем, что принадлежит только Всевышнему Аллаху. Нафс стремится к гордыне, высокомерию, постоянству, вечности, к тому, чтобы перед ним преклонялись, проявляли покорность, вставали, когда он заходит. А эти качества присущи только Всевышнему Аллаху.
Однако Всевышний Аллах так создал эго, что оно, в принципе, приемлет преобразование. Эго человека можно трансформировать и преобразовывать. Усердие, работа над собой не проходят даром, нафс человека растёт в духовном плане и улучшается. И уровень человеческого эго, уровень нафса зависит от приближённости или отдалённости от Всевышнего Аллаха.
Как бы это громко ни звучало, однако все беды - экономические, экологические, политические - начинаются с греховности наших душ, эго. И когда мы начнём работу над собой, исправим и вылечим себя, станем искать недостатки и пороки не у кого-то, а у себя, будем работать над усовершенствованием своей души, мы непременно придём к успеху - и к духовному, и к экономическому, и, поверьте, даже экология у нас улучшится.
Давайте вместе с вами рассмотрим несколько методов, которые можно использовать в своей повседневной жизни, чтобы контролировать свой нафс.
Внутренний диалог
Больше времени старайтесь уделять внутреннему диалогу с собой, задавать себе вопросы, искать ответы, ведь именно наличие разума, размышление отличает нас от животных и позволяет нам не жить сиюминутными импульсами. Одним из самых полезных вопросов себе - “для кого я это делаю?” Этот вопрос здорово отрезвляет, потому что задача человека в этой дунье это довольство только одного Всевышнего Аллаха, не нафса, не друзей/коллег/начальства и др., поэтому так важно не сбиваться с пути, ведь именно сбившись с пути, мы чувствуем внутреннее разочарование и душевные страдания.
Покорение нафса Создателю Вселенной
Обращение собственного нафса к Аллаху – важный способ его тренировки. Ваш нафс – это всё о вас, и, следовательно, это всё об этом мире. Он может легко сбиться с пути и разрушить как эту жизнь, так и следующую. Поэтому работайте над тем, чтобы вернуть свой нафс туда, где он должен быть, в соответствии с тем, что предписал нам наш Создатель. Делайте это через намаз, через исполнение фардов, через зикры и своих прямых религиозных обязанностей. Это поможет вам контролировать свои импульсы и дисциплинировать свой разум.
Доверие к себе
Вы осознаете тот момент, когда вы совершили ошибку, или, по крайней мере, вы думаете, что совершили? Ваш разум может начать выходить из-под контроля, думая обо всех ужасных вещах, которые с вами произойдут, и о последствиях, с которыми вам придётся столкнуться. Это говорит нафс. Поскольку он желает вам лучшего, ваш нафс может взять бразды правления в свои руки и стать вашим самым суровым критиком. Когда это произойдёт, сделайте глубокий вдох и постарайтесь отвлечь свой разум. Возьмите в руки Коран, прочитайте дуа. Когда ваше беспокойство утихнет и тот внутренний диалог, о котором мы говорили, вступит в силу, вы начнёте понимать, что ваша ошибка, вероятно, была не такой уж большой, а все силы нужно направить на то, чтобы исправить её и не допустить подобного в дальнейшем. Даже если есть негативные последствия, справляйтесь с ними с верой и уверенностью. Научиться доверять себе в такие моменты, осознавая при этом свои действия, – один из лучших способов держать этого критика в узде и приблизиться к Аллаху.